Султанат Женщин
Султанат Женщин
Прямая ссылка:ВВЕРХ 20px НИЗ 20px ВВЕРХ В САМЫЙ НИЗ К ССЫЛКЕ
Султанат Женщин
Султанат женщин
Материал из Википедии, свободной энциклопедии
Часть серии на
История
Османской империи
Герб Османской империи
Восстание (1299-1453)
Междуцарствие (1402-1413)
Рост (1453-1606)
Застой (1606-1699)
Султанат женщин
Кепрюлю Эра (1656-1703)
Снижение (1699-1792)
Tulip Эра (1718-1730)
Растворение (1792-1923)
Tanzimat Эра (1839-1876)
1 Конституционный Эра
2 Конституционный Эра
Разбиение
Портал значок Османская Империя портал
v T е
Женский султанат ( Турецкая : Kadınlar Saltanatı ) был почти 130-летний период, в течение 16 и 17 веков, когда женщины из Имперского Гарем в Османской империи оказали внеочередного политическое влияние на государственные дела и по поводу (мужской) османского султана , начиная с правления Сулеймана Великолепного . [ 1 ] Многие из султанов в течение этого времени были несовершеннолетние , и это было их матери, Valide султанов , или их жены, Хасеки султанов , которые эффективно управляли империей. [ 2 ] Большинство эти женщины были рабского происхождения, которые часто бывало в целом для супругов османских султанов.
Содержание [ скрыть ]
1 Мощные изюм в период
2 Ссылки
2,1 Примечания
2.2 Литература
3 Внешние ссылки
Мощные изюм в период [ редактировать ]
Хюррем-Султан
Михримах
Нурбану Султан
Сафийе Султан
Handan Султан
Валиде Султан
Махфируз Хадидже Султан
Кёсем Султан
Турхан Султан
Хума Шах Султан
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
Перейти вверх ^ PS Garbol (29 декабря 2009 года). Женского султаната . Xlibris Corporation. р. 12. ISBN 978-1-4535-1607-2 .
Перейти вверх ^ Иоанна Свободно (2011). Историю османской архитектуры . ВИТ Press. р. 15. ISBN 978-1-84564-506-9 .
Литература [ править ]
İlhan Акшит. Тайна Османской гарем . Акшит Культура Туризм Yayınları. ISBN 975-7039-26-8
Лесли Р. Пирс. Imperial гарема: Женщины и суверенитета в Османской империи . Oxford University Press (1993). ISBN 978-0-19-508677-5
Внешние ссылки [ редактировать ]
Channel 4 История | султанат женщин
[ показать ] v T е
Турция темы
Значок заготовки Это Османская Империя информации о связанных статья заглушки . Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её .
Категории :Ислам и женщиныОсманские женщиныПолитическая история Османской империи16-го века в Османской империи17-го века в Османской империи Османская Империя заглушки, какой-никакой шёл приглушенно в прежнее время всех...
шлюха
Леша сказал мне ССЫЛКА, Султанат женщин
опубликовано 3 мая 2013по Сьюзен Ozmore
29
Mihrimah Султан
Mihrimah Султан ( источник )
В 16 и 17 веков, был период около 130 лет, когда Османская империя управлялась или под сильным влиянием женщин гарема. Этот период называется султанат женщин и причины их влияния были такими же, как и во многих других странах того времени. Императоры были либо несовершеннолетние, недееспособные, чтобы исключить, или просто имел большое уважение к их матерей, как в случае Сулеймана Великолепного и его матери Айше Хафса Султан .
Айше Хафса Султан (1479 - 1534), была супругой Селима I и мать Сулеймана Великолепного. От 1513 до 1520, Хафса Султан проживали вместе с сыном Сулеймана в Манисе (в настоящее время в западной Турции), пока он был администратором области. Она отвечает за строительство мечети, начальная школа, колледж, и хосписа в Манисе, где есть памятник в честь ее . Она также инициировала "Mesir фестиваль", который до сих пор на практике сегодня. После Сулейман пришел к власти в 1520 году, она была одной из самых могущественных людей в империи. Пьетро Bragadin, венецианский посол при дворе Сулеймана, отметил, что он видел "очень красивая женщина 48, для которых султан имеет большое почтение и любовь."
Айше Хафса Султан (источник)
Айше Хафса Султан ( источник )
Айше Хафса Султан была первой женщиной удостоен звания Валиде Султан. Валиде Султан был название, данное матери султана. Название хасеки было дано матери принца. Валиде Султан был самый мощный позиции в царской гареме последующим хасеки от наследника. Тем не менее, он всегда имел возможности хасеки потерять благосклонность и ее положение в гареме, например, когда Hürrem Султан был дан более преобладать над Махидевран Султан.
Реконструированный сцену в Валиде-султан и ее помощников в своих покоях в дворец Топкапы
Реконструированный сцена Валиде-султан и ее помощников в своих покоях в дворец Топкапы ( источника )
Hürrem Султан (с 1500 -. 1558) родился Александра Анастасия Лисовска или Роксолана, в городе Рогатин в тогдашнем Королевство Польское и в настоящее время в Западной Украине. Этот район был часто подвергаются рейдерство крымскими татарами, и в течение одного налета Роксолана был взят в плен и продан в рабство. Взятые в Стамбул, она была выбрана для гарема Сулеймана. Hürrem привлек внимание Сулеймана, и столкнулся зависть Махидевран Султан, один из его любимых и матери наследника Мустафы. Однажды Махидевран бить Hürrem плохо и был сослан в provincal города с сыном.
Как новый фаворит, Hürrem просят быть проинструктированы в исламе. Сулейман одобрил это и когда она сказала, что хотела бы преобразовать он был счастлив. После ее преобразования однако, она сказала ему, что она не могла спать с человеком, который не был ее мужем. Через некоторое время, он согласился и сделал ее своей женой. Сулейман очевидно благоприятствования ей большое, чтобы сделать это, но он в конечном итоге пошли на шаг дальше и освободил ее так, чтобы она стала его фактической законная жена. Это был редкий и дал Hürrem большое влияние.
Hürrem Султан
Hürrem Султан ( источник )
Hürrem родила пять детей Сулеймана, в том числе будущего Селим II. По крайней мере, две буквы Hürrem написал королю Польши выжили и некоторые историки считают, что она влияет Сулеймана обуздать татарское рабский рейдерство на ее родине. Активно участвует в благотворительной работ, она создала столовую, мечеть, две коранические школы и женскую больницу. Она вдохновила романы, картины, музыкальные произведения, в том числе Йозефа Гайдна симфонии 63.
Другой детей Hürrem, в Mihrimah Султан (1522 - 1578) пошел по стопам своей матери (на фото вверху поста). В возрасте 17 лет, Mihrimah был женат на Рустем-паша великого визиря под ее отца. Брак, кажется, был несчастный один и Mihrimah продолжил практику путешествия с отцом на протяжении всей своей империи. Он даже написал в персидской литературе, что она вошла в битве Gizah с ним на Арабский жеребец по имени Батал.
Mihrimah имел значительные ресурсы. Она была меценат и пообещал построить 400 галер на свой счет за отца в кампании против Мальты. Когда ее отец умер, она одолжила 50000 золотых суверенов к брату Селима. Ее сила не только в золоте, однако. К тому времени, Селим II пришел к власти, его мать умерла, так Mihrimah принял на себя роль Валиде Султан для него. В дополнение к поощрения отца, чтобы запустить кампанию против Мальты, есть также свидетельства того, что, как и ее мать, она написала письма в дипломатической способности к Сигизмунду II, короля Польши.
Мечеть Mihrimah в Эдирнекапы, Стамбул, Турция. Фото: Хосеп Renalias (Этот файл доступен по лицензии CC-BY-SA 3.0 Unported Creative Commons.)
Мечеть Mihrimah в Эдирнекапы, Стамбул, Турция. Фото: Хосеп Renalias ( источник )
Одно из значений ее названия, Мехр-I-мАч, это "Солнце и Луна". Существует прекрасная легенда о Mihrimah. Две мечети несут ее имя в районе Стамбула, Мечеть Mihrimah и мечети Искеле. Оба были построены Мимара Синана, главный архитектор Селима и почитатель его дочери. Говорят, что он влюбился в нее и построил вторую из двух мечетей, мечеть Mihrimah в Edirnekapi, за свой счет без одобрения дворцового. Легенда гласит, что, если вы стоите с четким представлением обеих мечетей на весеннего равноденствия (21 марта и ее день рождения), вы увидите, что, как солнце садится за минарета мечети в Edirnekapi, луна будет расти между два минареты большей мечети.
Кёсем Султан (1589 - 1651) был сиротой дочь священника на острове Тинос, греческом острове в Эгейском море. Ее имя было Анастасия, и она не уверена, как она получила в Константинополь, но в возрасте 15 лет она была рабыней в королевском гареме.
Кёсем Султан, с гравюры ее захвата Рыцарей Мальты во время морского боя.
Кёсем Султан, с гравюры ее захвата Рыцарей Мальты во время морского боя. ( Источник )
Кёсем Султан терпел очень тяжелые времена во время ее жизни. Она была второй женой Ахмеда I, который пришел к власти, когда он был только 13. Ахмед порвал с традицией братоубийства и вместо этого послал своего брата Мустафу к старому дворцу на Bayezit с бабушкой Сафийе султана. Это подготовило почву для несколько переворотов после его смерти в возрасте 27 лет.
Мустафа пришел к власти, когда Ахмед умер, но был смещен в результате переворота, который поставил Осман II, сын первой жены Ахмеда, у власти. Осман был убит янычар, давая Мустафа второй шанс, но Мустафа был психически неуравновешенным и не в состоянии править. Это привело к его отложению сын кесем султана Мурада IV.
Мурад был только 11, когда его правление началось и кесем был назначен Валиде-султан и официальный регента для ее сына. От 1623 до 1632, она управляла империей, участие в заседаниях кабинета (диван) из-за занавеса. Она продолжала это даже после Мурад достигнув совершеннолетия в 1632 году В течение времени, кесем правили было много проблем, нашествия, восстания, бунты и. Янычары даже штурмовали дворец и убили великого визиря в 1631 году Мурад решил приложить свою силу и, надеюсь, избежать участи Osman. Это он сделал, но он умер от естественных причин в 1640 году.
На смертном одре, Мурад приказал казнить его психически неуравновешенным брата, Ибрагима, но команда не была проведена и Ибрагим стал султан. Он был неофициально называют Ибрахим невменяемого из-за его психического состояния и в значительной степени остался в стороне от политики сначала оставляя господство империи снова в руках кесем. Он был смещен и в конечном итоге задушили в Константинополе в 1648 году.
Мурад IV
Мурад IV
Ibrahim_I
Ибрагим I
Сыновья кесем, правившие с ней в качестве регента.
Мехмед IV, чья мать Турхана Hatice защищен свою позицию от кесем султана
Мехмед IV, чья мать Турхана Hatice защищен свою позицию от кесем султана
Когда Ибрагим был смещен, кесем представлены внука Мехмеда IV к дивану императором, в основном объявив себя регентом снова. Мехмед было всего шесть лет, и это была его мать Турхана Hatice который был гибели кесем в. Турхана Hatice должны были названы Валиде-султан, как мать нового султана, но кесем взял на себя. Борьба за власть последовало. Кесем планируется сместить Мехмед и заменить его другим внуком, возможно, одной с менее амбициозной матерью, но ее план был неудачным. Вместо этого она была убита оставляя регентство в руки другого мощного женщины, Турхана HATİCE, который случился бы рабом захвачен крымских татар и продаются в гарем.
Хотя империя не процветать в соответствии с правилом кесем, она оплакивали в течение 3 дней. Она вспомнила ее благотворительной деятельности и за то, что она освободила ее рабов после 3 лет службы.
Ресурсы
Императорский Гарем: Женщины и суверенитета в Османской империи от Лесли Пирс внутренний мир османских женщин Годфри Гудвина...«шлюха»
— Софья Бенуа
Кёсем Султан. Новая ребус Великолепного века
© С. Бенуа, 2016
© ООО " ТД Алгоритм ", 2016
Предисловие: султаны, мамы султанов
Эпоха дамского султаната
…Последней султаншей османского( а означает – царственного) происхождения была мама Сулеймана Великолепного Айше Султан Хафса: крымская инфанта, дочь хана Менгли i Герая, супруга султана Селима i.
С тех пор как сын красавицы Айше Хафсы, десятый султан империи Сулейман, брал в законные супруги русскую рабыню Александру Лисовскую( хасеки Хюррем Султан), даму незнатного происхождения( дочь сельского священника, которую, не попади она в турецкий плен, ожидала бы участь супруги кузнеца или гончара), в Османскую империю пришла достаточно длительная эра дамского султаната. Женщины, прибывающие из пленения и рабства к безусловной власти, были низкого происхождения, их основным изначальным козырем в большущий политической забаве была юность, бодрость и краса, а втомжедухе рожденные ими детки – наместники Османского трона. Эти прекрасные и разумные дамы, получившие образование уже при османском дворе и навсегда запертые в милый клетке султанского гарема, становились авторитетными фигурами гос и вселенской политики. Практически не покидая стенок шикарных замков, они тем не наименее вмешивались в муниципальную и мировую политику, воспользовавшись собственным воздействием на султана-мужа или сына. " Википедия ", вольная энциклопедия, строчит:
" …В Османской империи, в различие от остальных монархий, дамы не допускались к управлению государством. К тому же султаны официальному браку предпочитали жен-наложниц. Делалось это, возможно, для такого, чтоб не предположить лишнего воздействия на султана. Сулейман Кануни отменил это правило, когда сделал собственной законной супругой Хюррем Султан. На замену Хюррем пришли две хасеки, ставшие потом Валиде: поначалу Нурбану, а потом Сафийе( которая не была официальной супругой), оказывавшие огромное воздействие поначалу на супругов( Селим ii и Мурад iii), а потом и на молодых сыновей( Мурад iii и Мехмед iii), при которых были регентами до их совершеннолетия. Считается втомжедухе, что Михримах( дочь Хюррем и Сулеймана Великолепного) также оказывала воздействие на брата. Пика собственной власти султанат дам завоевал при правлении Кёсем Султан, ставшей Валиде сходу при 2-ух султанах – Мураде iv и Ибрагиме i, а втомжедухе после погибели Ибрагима, влиявшей на внука. Этот период окончился убийством Кёсем, на замену ей пришла мама Мехмеда iv Турхан Султан, пробывшая Валиде 35 лет ".
Первая султанша, взятая из гарема, Роксолана-Хюррем, показала миру, что обычная дама с крестьянскими корнями может подрасти в личность мирового масштаба, привести в мир новейших представителей правящей династии, новейших султанов, чистота крови смысла не владеет. Газета " Татарский мир "( № 4, 2003) писала:
" Лингвисты спорят о происхождении и значении слова “султан”, но в массовом сознании оно крепко-накрепко привязано к Турции: султан – это всемогущий предводитель могучей восточной державы.
Стамбул – город-загадка, город-легенда, известный Царьград, Константинополь, Истамбул, центр величественной Византийской империи, а позже грозной Османской… Таинственный и таинственный Стамбул, с неповторимой историей и смешением характеров, традиций и народов… Город, готовый сразу в 2-ух долях света – в Европе и Азии…
И это ясно. Более 600 лет стояли султаны во голове Османской империи, занимавшей во эпохи собственного расцвета местности Малой Азии и Закавказья, огромную дробь Северной Африки, Месопотамию, Балканский полуостров, Дунай, подступавшей к стенкам Вены, посягавшей на земли России, Украины, Польши, Венгрии, Испании.
Турецкими султанами были люди различного масштаба и чрезвычайно различных судеб – большие завоеватели, реформаторы и просветители, беспощадные и бездарные властолюбцы, сладострастные лентяи, никчемные личности. Одни из них вошли в мировую историю, остальные промелькнули, не оставив нималейшего отпечатка.
“Турецкий султан” – знак безграничной власти, бесчисленных имуществ, коварства и жестокости, а совместно с тем – сказочной щедрости и восточного любомудрия, знак ушедшего решетка с его разительным сочетанием смелости и низости, роскоши и бедности, умопомрачительных планов и никчемных дел.
“Если б я был султан…”. Многие из турецких султанов не захотели бы быть ими, знай они собственный конец… ".
Началом дамского султаната принято полагать 1550 год, а окончанием – 1656 год. Сам термин " дамский султанат " ввел турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в собственной книжке с одноименным заглавием, в которой он разглядывал дамский султанат как фактор упадка Османской империи.
Востоковед и историк, доктор Принстонского института Лесли Пирс делит мировоззрение Алтыная, но считает, что дама не может торчать во голове исламского страны( т. е. султанши, оказывая определенное воздействие на собственных сыновей или супругов, окружающих на престоле, значимой, а уж тем наиболее безусловной властью не располагали). Лесли Пирс строчит:
" …шейх-уль-ислам Джафер Мустафа Сунуллах Эфенди в 1599 году пожаловался на вмешательство дам в политические дела. С тех пор период после окончания правления Сулеймана Великолепного( период застоя и последующий за ним период упадка) считается нехорошим последствием конкретно правления дам. Однако после окончания дамского султаната в 1656 году упадок империи совсем не замедлился, а даже, напротив, ускорился ".
Лесли Пирс, Ильбер Ортайлы( нынешний турецкий историк крымско-татарского происхождения) и ряд остальных экспертов связывают поражение в Венской сражению в 1683 году, произошедшее после окончания султаната дам, с упадком Османской империи. Что же касается самого дамского султаната, то он быстрее появился следствием, ежели предпосылкой упадка, считают эксперты. Управление империей требовало от султана долгого присутствия в столице: эра завоеваний Сулеймана Великолепного была недалека к завершению уже во 2-ой половине его правления, таккак рубежа Османского страны добились Рима, Германии, Австрии и Персии, равноудаленных от Стамбула. Армия, вышедшая в начале лета в поход, все одинаково оставалась на расстоянии, невозможном для совершения захвата. Походы стали невыгодны в финансовом плане.
Таким образом, термин " дамский султанат " в главном употребляется для периода, в котором дамы были к власти еще поближе, чем в хотькакой иной период османской летописи. Так или подругому, османские дамы имели несравненно меньше власти и были далее от абсолютизма, чем европейские дамы такого времени( кпримеру, чистота ii или Елизавета i). " Википедия ", вольная энциклопедия, строчит:
" Женщиной, заложившей базы дамского султаната, считается Хюррем Султан. Впервые за некотороеколичество веков султан женился на собственной наложнице. В 1534 году погибла Валиде Хафса Султан. Еще до этого, в 1533 году, совместно с сыном Мустафой, который завоевал совершеннолетия, в Манису отправилась старинная соперница Хюррем – Махидевран. В марте 1536 года Большой визирь Ибрагим-паша, раньше опиравшийся на помощь Хафсы, был казнен по указу султана Сулеймана, а его актив конфисковано. Смерть Валиде и смерть большого визиря открыли Хюррем путь для укрепления своей власти. Султан Сулейман, проводивший огромную дробь времени в походах, информацию о ситуации во замке получал только от Хюррем. Сулейман раньше базировался на переписку с мамой, но сейчас его политическим советником стала Хюррем. Кроме такого, Хюррем Султан воспринимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, авторитетных вельмож и живописцев. По ее инициативе в Стамбуле выстроено некотороеколичество мечетей, сауна и медресе.
Одним из последствий воздействия Хюррем на султана считается смерть Мустафы в 1553 году. Таким образом, Хюррем добилась власти не лишь для себя, но и для собственного сына Селима.
Историки спорят, полагать ли Хюррем первой представительницей дамского султаната или же данной чести обязана удостоиться Нурбану как первая Валиде-регент ".
Селим ii и Нурбану
К огорчению, разумная и деятельная мама и царственный отец не гарантия такого, что сын будет неплохим султаном. Сын Роксоланы-Хюррем и Сулеймана Великолепного правил только 8 лет и вошел в историю как Селим Пьяница или Селим Блондин, с царствования которого начался закят Великолепного века. Этот мягенький, хороший, интеллигентный и, разрешено заявить, образованный человек отлично разбирался в поэзии, но только нехорошо – в политике и экономике, в борьбе и во всем том, что было нужно османскому султану, безусловному господине, для удачного правления.
Портрет Роксоланы безызвестного создателя( 1540–1550 гг.). Женщиной, заложившей базы дамского султаната, считается Хюррем Султан( она же – Роксолана, наложница славянского происхождения)
Историк Ноулз в собственных записях так обрисовывает султана Селима:
" Он различался тучным станом и томным характером; его лицо быстрее опухшее, чем жирное, совершенно как у пьяницы ".
Селим был гедонистом и считал, что никакие дела империи не обязаны препятствовать его величеству восторгаться развлечениями плоти и желудка, что в этом и состоит подлинное назначение сударя. Венецианский посол Лоренцо Бернардо подмечал по этому поводу:
" Султан Селим выложил последующее мировоззрение: подлинное счастье короля или правителя состоит не в ратных трудах или известности, добытой в схватках, но в бездействии и спокойствии эмоций, в наслаждении всеми удовольствиями и комфортом во дворцах, где полным-полно дам и клоунов, и в выполнении всех желаний, касается ли это драгоценностей, замков, скрытых галерей и величественных зданий ".
В 1543 году шехзаде Селим, которому тогда было девятнадцать лет, стал правящим в Манисе, где и обзавелся собственным своим гаремом. Законной женой Селима стала его возлюбленная наложница Нурбану, христианское имя которой было Сесилия Веньер-Баффо( женщина происходила из славной греко-венецианской семьи). 12-летняя Сесилия угодила в рабство во время нападения пиратов на греческий полуостров Парос, губернатором которого был ее отец. Попав к османскому двору, Сесилия стала любимой, а потом и законной супругой шехзаде Селима. Османские источники не освещают женитьбу( как, вообщем, они замалчивают и о сочетании законным браком Сулеймана и Хюррем, так как такие женитьбы султанов с невольницами-простолюдинками – возражение османским придворным обычаям). Однако венецианский политик Джакомо Рагаццони в собственном донесении сенату писал:
" Султан Амурат [Мурад, старший сын Селима] 22 лет талантлив и отлично интеллигентен, кропотливо соблюдающий верующие ритуалы, и благодарячему чрезвычайно обожаем всеми и собственным папой Великим Сеньором назло обычаям османов. Шесть месяцев тому его отец Синьор в качестве знака любви сделал чебин, что значит, что он брал в законные супруги мама [принца] и даровал ее приданое в 11 тыщ дукатов, желая обойти собственного отца, который дал в приданное лишь 10 тыщ мамы Селима ".
За три с малым года Нурбану родила Селиму 4 деток: поначалу у нее родились три девочки – Хадже Гевери, Эсмахан и Шах Султан. Затем( 4 июля 1546 года в Манисе) на свет возник первый сын Селима, грядущий султан Мурад iii. Венецианский посол Джакопо Сорандзо писал в 1566 году об отношениях Нурбану и Селима:
" Говорят, что Его Величество жарко и верно обожает хасеки как за ее красу, так и за ее необыкновенный ум ".
Филипп дю Фресне-Канайе, который в 1573 году служил во французском посольстве, подмечал, что за три месяца, покуда он был в Стамбуле, султан оставлял пределы замка только дважды, чтоб находиться на полуденном богослужении в пятницу. За исключением эпизодических поездок в Эдирне Селим практически выпуклый год оставался во замке Топкапы, проводя огромную дробь времени в гареме. Венецианский посол Костантино Гардзони писал по этому поводу:
" …Селим традиционно вступал в этот “сераль женщин” каждую ночь для собственного наслаждения чрез калитку в собственном саду. В гареме жило возле полутора сотен дам, в количество которых, кроме жен и наложниц султана, вступали втомжедухе фрейлины и служанки ".
Пока во замке Топкапы шла бесконечная вереница дней и ночей, посвященных праздности и удовольствиям, боевые дела Османской империи шли все ужаснее. Под командованием охотника за наслаждениями Селима ii непобедимая и грозная турецкая войско потерпела ряд суровых поражений и потеряла в очах только решетка статус неодолимой.
Так, в 1569 году султаном Селимом был осуществлен плохой поход на Астрахань. В Константинополе был изобретен утопичный чин по соединению Волги и Дона каналом, и летом 1569 года янычары и татарская кавалерия начали войну Астрахани и канальные работы, в то время как флот Османской империи осаждал Азов. Но гарнизон Астрахани отразил осаду: 15-тысячная российская войско сильно атаковала и разогнала рабочих и татар, какие были ориентированы для охраны. Ситуацию ухудшила мать-природа: турецкий флот был фактически вполне уничтожен мощным штормом.
Христианский мир отрадно воспрял, а турки, утратившие военное могущество, скоро и вздорно утратили собственного нерадивого военачальника: Селим Пьяница, опьянев в хамаме одниммахом бутылку трофейного кипрского причина( полуостров Кипр стал его единым завоеванием), безуспешно свалился и расшиб себе голову о мраморные плиты хамама во замке Топкапы…
Нурбану и Мурад iii
После погибели Селима в 1574 году на трон взошел 28-летний Мурад( немедленно приказавший прикончить собственных пятерых младших братьев, сыновей Селима от его наложниц), а Нурбану удостоилась титула Валиде-султан. Как и его отец, Мурад сначала придерживался отношений только с одной наложницей – Сафие. В собственной политике Мурад базировался на мама, которая воспользовалась огромным авторитетом вплоть до собственной погибели в 1583 году.
Селим ii( 1524–1574) – одиннадцатый султан Османской империи, правил в 1566–1574 гг. Сын султана Сулеймана i Великолепного и Роксоланы. Был популярен под прозвищем Селим Пьяница
Во время царствования Мурада iii процесс упадка османской империи длился. Несмотря на ряд завоеваний( турки завладели Тифлис, Ширван и Дагестан, зашли в Азербайджан и Тебриз), османы не сумели увеличить родное господство, так как империя истока рушиться внутри. В коррупцию, которая расцвела бурным цветом, был вовлечен даже сам голова страны: любое официальное предназначение в империи при Мураде iii стало обладать собственный цена, султан не занимался управлением собственной бескрайней империи, его политика( точнее, ее неимение) привела огромное правительство к равномерно нарастающему хаосу, административному и политическому.
В 1578 году началась ещеодна битва с Ираном. По легенде, Мурад iii спросил приближенных, какая битва из всех, имевших пространство в правление Сулеймана i, была самой тяжелой. Узнав, что это была иранская кампания, Мурад замыслил затмить известного деда и вправду выполнил родное желание.
Имея существенное численное и техническое преимущество над врагом, османская войско добилась ряда успехов: в 1579 году были оккупированы Иберия и Армения, в 1580 году – южное и западное побережье Каспийского моря. В 1585 году были разбиты главные силы иранской армии и занят Азербайджан. Согласно Константинопольскому мирному соглашению с Ираном, заключенному в 1590 году, к Османской империи перешли крупная дробь Азербайджана, в том числе былая иранская столица Тебриз, все Закавказье, Курдистан, Луристан и Хузестан.
Несмотря на настолько значимые территориальные приращения, битва привела к ослаблению османской армии, понесшей огромные утраты, и подрыву денег страны( военное дело, как понятно, чрезвычайно затратно). Мурад iii оставил все муниципальные дела на забота опытнейшего царедворца Соколу Мехмеда-паши, который в качестве большого визиря служил уже третьему султану. Этот профессиональный муниципальный деятель и военачальник повстречал свою погибель 12 декабря 1579 года на заседании муниципального совета-Дивана от руки обычного кавалериста-сипаха, которого он лишил его земляного владения – елена.
После погибели Соколу Мурад iii за шестнадцать лет сменил 10 больших визирей. Частая замена чиновничьих сотрудников являлась долею общей нестабильности в установке управления Османской империи, последовавшей за гибелью Соколу Мехмеда-паши, и свидетельствовала о начале упадка страны, управление которым он крепко держал в собственных руках, покуда был жив и возглавлял руководство. По этому поводу венецианский посол Маффео Веньер увидел в собственном донесении дожу:
" После погибели Великого визиря Соколу Мехмеда турецкая добродетель сошла в могилу ".
Правил Мурад довольно продолжительно – практически 21 год. Все это время мама была его ключевой советчицей и помощницей: в 1578 году( после погибели Михримах Султан, дочери Сулеймана Великолепного и Хюррем, управляющей гаремом замка Топкапы наиболее 20 лет с момента погибели собственной мамы) Нурбану Султан встала во голове гарема Топкапы, она имела безграничную администрация вплоть до собственной погибели в 1583 году. Султан Мурад прислушивался к советам мамы, венецианский политик Паоло Контарини писал об этом в донесении дожу:
" …мать Султана Мурада Нурбану Султан была тем человеком при Османском дворе, на советы которого Мурад надеялся более только. Мурад сооружал свою политику основным образом на советах собственной мамы, поэтому что ему видится, что никто иной не даст совета настолько разумно и верно, как это делает она, отсюда и поклонение, которое он ей оказывает, и почтение, которое он питает к ее необыкновенным качествам и добродетелям ".
Смерть Нурбану была суровым ударом для Мурада: безутешный султан устроил мамы такие пышные похороны, что об их размахе заговорил целый мир. Сразу после такого, как тело Нурбану Султан было послушно земле, Мурад iii отдалприказ одному из самых узнаваемых архитекторов и инженеров Османской империи Синану выстроить мечеть в честь мамы. Прекрасная мечеть Аттик Валиде Джами собственным великолепием чуть ли не превышает Сулеймание Джами – мечеть имени султана Сулеймана, построенную втомжедухе Синаном.
Перед гибелью Нурбану Султан отдала собственному сыну советы, о которых посол в Константинополе Джан Франческо Морозини писал:
" …Все единогласно признают, что она была дамой, объединявшей в себе диковинное благородство, мужество и мудрость. Советы султану, данные им его мамой, трогали реального правления и содержали в себе столько благоразумия и осторожности, что разрешено было поразмыслить, какбудто они исходят от качественного, разумного и чрезвычайно опытнейшего муниципального деятеля. Мать рекомендовала Мураду заправлять правосудие немедленно, но при этом быть правосудным к собственным подданным, изживать свою скупость к золоту, а наиболее основное – поглядывать за собственным сыном Мехмедом ".
Пока Нурбану Султан была жива, хасеки Сафие Султан не имела особенной власти. Опираясь на помощь собственных дочерей, Нурбану пыталась свести на нет воздействие Сафие на Мурада, доказывая сына брать в гарем остальных дам. Она собственно брала и дарила ему красивейших невольниц со всех концов света, но все потуги Валиде-султан в этом направленности особенного успеха не имели. Венецианский посол Джанфранческо Моросини подмечал в данной связи:
Похороны Нурбану, реприза, 1592 г. Советы Нурбану сыну-султану, " содержали столько благоразумия и осторожности, что разрешено было поразмыслить, какбудто они исходят от качественного, разумного и чрезвычайно опытнейшего муниципального деятеля… "
" Несмотря на то что его [Мурада] окружали прелестные дамы, приобретенные им в качестве даров от различных людей, он пренебрегал свою мама и сестер, когда те упрашивали его знаться с иными дамами. Он обожал ее [Сафие] так шибко, что они не могли ослабить его помыслов ".
Сафие и Мехмед iii
Осенью 1594 года Мурад iii ощутил себя нехорошо: отдала о себе ведать его почечнокаменная заболевание. В январе 1595 года султан Мурад скончался, не дожив до собственного 50-летнего юбилея, а на трон Османской империи взошел его сын Мехмед, порожденный Сафие: еще одной невольницей, ставшей законной женой султана. Раввин Соломон, посещавший при дворе и составляющий донесения для британского посла, писал:
" Мехмед добрался до Стамбула 28 января и проследовал прямиком во дворец Топкапы. Там он сходу же отправился в гарем, чтоб проведать свою мама Сафие, которую он не видел двенадцать лет с тех пор, как оставил Стамбул. Она отвела его к телу отца, которое, быстрее только, находилось в том же погребе со льдом, в котором 20 одним годом раньше хранился мертвоетело Селима ii. Затем Мехмед появился в Тронный зал, где его уже ожидали Ферхад-паша и все другие визири и сановники, какие свидетельствовали ему родное поклонение и по очереди подходили к его руке. После этого его официально возвели на трон в качестве новейшего султана Мехмеда iii.
На последующий день Мурада iii захоронили вблизи с могилой его отца Селима в саду у мечети Айя София, где Мехмед iii повелел воздвигнуть мавзолей. Его веление выполнил конструктор Давут-ага. Памятник станет изготовлен и украшен самым шикарным мрамором, аналогично памятникам иным монархам ".
Сафие Султан, фаворитка Мурада iii и мама Мехмеда iii, стала после погибели Нурбану Султан одной из важных фигур в Османской империи. Венецианка по происхождению, София Баффо, можетбыть, была недалёкой родственницей Нурбану Султан. Молоденькую красавицу-рабыню подарила Мураду одна из его кузин. В гареме женщина получила новое имя Сафие и на длинные годы стала единой любимой султана. Как свидетельствуют османские источники, Мурад не женился на Софие официально, но всюду( даже в трудах крупнейшего османского историка Мустафы Али) эта колоритная, разумная и харизматичная дама бытует как супруга султана. Посол Джан Франческо Морозини писал в 1585 году:
" …хотя Сафие не является официально супругой султана, все ее так именуют ".
Ко времени правления Мурада то, что еще два поколения обратно было вызывающим нарушением обычаев, стало органической долею жизни двора. За этот период сложился новейший династический ВУЗ, в котором одну из решающих ролей в государстве игралась хасеки, мама старшего сына султана и преемника престола. Сафие игралась роль, сравнимую с значением цариц в европейских государствах, и даже рассматривалась европейцами в качестве царицы.
После погибели Нурбану Султан, непрерывно пытавшейся отодвинуть Сафие от сына и расшатать ее администрация над ним, воздействие Сафие Султан грубо возросло. Еще один венецианский посол, Джованни Моро, писал в собственном отчете:
" …она владеет администрация как мама царевича, времяотвремени она ввязывается во внутренние дела страны, она чрезвычайно уважаема в этом, Его Высочество к ней прислушивается и считает ее рассудительной и разумной ".
А в отчете британского посла Эдварда Бартона числится:
" …султанша Софие подарила вышеназванному королю немало сыновей и дочерей, большаячасть из которых погибли, остался лишь один сын, сегодняшний султан Мехмед ".
Мехмед iii начал родное правление Османской империей с крупнейшего в летописи османов братоубийства: он отдалприказ задушить 19 собственных кровных братьев по папе( самому старшему из мальчиков было только 11 лет!), а беременных фавориток отца потопить в Босфоре. Раввин Соломон писал в собственном донесении британскому послу:
" …Той ночкой его девятнадцать молодых братьев отвели к султану Мехмеду. Это были детки мужского пола его отца от нескольких жен его; их подвели к султану, чтоб они поцеловали ему руку. Их брат-султан произнес им, чтоб они не опасались, поэтому что он не желал им ущерба, но лишь изготовить им обрезание сообразно обычаю. И это было то, что никогда не делал никто из его предшественников, и, после такого как они поцеловали ему руку, над ними сделали обрезание, отвели в сторону и проворно задушили носовыми платками. Это видится страшной и беспощадной вещью, но таков обычай, и люди привыкли к нему…
…В субботу данных безвинных принцев обмыли и изготовили, сообразно обычаю и возрасту, и положили в кипарисовые гробы, и поместили на площади перед Диваном, и проявили мертвыми монарху. С этого места остатки несчастных принцев в сопровождении такового же траура, как и за день до такого, и вдвое большего числа людей были унесены. Их захоронили поэтому их возрасту кругом гробницы их отца под плач всех присутствующих.
Гарем султанского замка, или " сераль дам "
И чтоб одним разом освободиться от ужаса перед всеми конкурентами( наибольшей пытке для мощных решетка этого), он в тот же день( как докладывают) отдалприказ потопить в море 10 жен и наложниц, таковых, кого у него были все предпосылки опасаться…
…. Сразу же после такого, как захоронили данных несчастных принцев, какие, как разговаривали люди, владели необычайной красотой, народонаселение собралось у ворот, чтоб посмотреть на сселение из сераля их матерей и остальных жен монарха [Мурада iii] совместно с их детьми и их хорошем. Для данной цели довелось применять все кареты и экипажи и всех мулов, лошадок, какие лишь были при дворе. Кроме жен монарха и 20 7 дочерей, там было двести остальных [женщин] нянек и невольниц, и их отвезли в Эски Сарай, где обитают супруги и дочери почивших султанов совместно с их евнухами, какие оберегали их и служили им с соблюдением всех почестей. Там они имеютвсешансы жалеть собственных покойных сыновей насколько им угодно. Были втомжедухе отосланы все няньки и опекуны его покойных братьев и карлики, какие были там из-за развлечения… Говорят, что их выселили из сераля, поэтому что султан не очень обожает таковой люд ".
Боязнь заговора со стороны ближайших родственников стала предпосылкой такого, что Мехмед ввел свирепый обычай не дарить шехзаде( собственным сыновьям) воспринимать даже малейшее роль в управлении империей( как это делалось испокон веков). Сыновья Мехмеда содержались взаперти в гареме в павильоне, который так и именовался: " Клетка "( kafes). Во время собственного правления Мехмед наказывал попеременно 2-ух собственных сыновей, которых параноидально подозревал в заговоре против трона.
Сразу же после прихода Мехмеда к власти янычары подняли мятеж и потребовали повышения жалованья и остальных привилегий. Мехмед удовлетворил их запросы, но скоро вспыхнули беспорядки посреди народонаселения Стамбула, какие приняли наиболее просторный размах. Их получилось усмирить лишь после такого, как визирь Ферхад-паша вывел на улицы артиллерию, смертельный пламя которой скоро образумил мятежников.
Через год после собственного восшествия на трон Мехмед iii решил осуществить следующий поход против Габсбургов, собственно возглавив армию. Эту мысль Мехмеду внушил его учитель Садеддин Ходжа, который уверил султана в " необходимости завоеваний и добродетелях священной борьбы ". В тот период это имело особенное смысл, таккак турецким войскам, потерпевшим ряд суровых поражений от христиан, необходимо было снова приобрести убежденность в собственных мощах. Валиде-султан Сафие была непримиримо настроена против такого, чтоб ее сын отправился на войну. Она стала делать чрез любимую наложницу Мехмеда, которая по наущению Сафие пробовала убедить султана поменять родное заключение. Однако это стоило девушке жизни. В донесении, датированном 6 июля 1596 года, венецианский политик Марко Веньер писал по этому поводу:
" Откладывать поход далее для султана было уже нереально. Султанша-мать, разгневанная грядущим отъездом сына, убедила даму необыкновенной красоты, от которой он был без ума, умолять его не уезжать. Она так и сделала, когда единожды они были совместно в саду, но влюбленность султана водинмомент перешла в гнев, и, выхватив собственный кинжал, он прикончил даму. С тех пор никто не осмеливался задевать этот объект ".
В этом походе Мехмеда сопровождал Эдвард Бартон, британский посол при Высокой Порте, как тогда принято было в дипломатических кругах Европы называть султанский двор. Бартон чрез посредство Сафие установил теплые дела с султаном, который пригласил его участвовать в походе. При этом Мехмед iii имел втомжедухе в виду вероятное внедрение Бартона в качестве посредника в деле налаживания контактов с Габсбургами.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН КНИГУ " КЁСЕМ СУЛТАН. НОВАЯ ЗАГАДКА ВЕЛИКОЛЕПНОГО ВЕКА "
Софья Бенуа " Исторические амурные романы " Кёсем Султан. Новая ребус Великолепного века " стр. 2
12 октября 1596 года османская войско захватила прочность Эрлау в северной Венгрии, а две недели спустя она встретилась с главными мощами Габсбургской армии, какие заняли отлично укрепленные позиции на равнине Мезёкёвешд. В этот момент у Мехмеда сдали нервы, и он уже был готов кинуть свои войска и вернуться в Стамбул, но визирь Синан-паша уверил его остаться. Когда на последующий день, 26 октября, обе армии поладили в решающей сражению, Мехмед устрашился и намеревался было нестись с поля боя, но Седеддин Ходжа надел на султана святой илаш пророка Мухаммеда и практически принудил его присоединиться к сражающимся войскам. Результатом схватки стала внезапная победа турок, а Мехмед заработал себе прозвание Гази. Хронист Хасан Кафа эль-Акхисара воспел ему славу, назвав его " царем, покоряющим мир, султаном Гази Мехмед-ханом ".
После собственного триумфального возвращения Мехмед iii никогда более не руководил свои войска в поход. Венецианский посол Джироламо Капелло писал:
" Врачи огласили, что султан не может идти на войну по фактору его отвратительного здоровья, вызванного излишествами в еде и питье ".
Умиротворенная Софие, которой более не необходимо было тревожиться о любимом сыне, подвергавшем свою жизнь угрозы на поле ругани, разъезжала по улочкам Стамбула на прекрасном экипаже, стоившем бесчисленных средств – даре британской царицы Елизаветы. Простолюдины обожали Сафие, но войско и улемы( мусульманские богословы и законоведы) выражали все большее возмущение тем, что Валиде оказывает настолько мощное воздействие на султана. Английский политик Генри Лелло писал об этом в собственном донесении:
Сафие Султан – наложница султана Мурада iii и мама Мехмеда iii. Во время правления Мехмеда носила титул валиде-султан( мама султана) и являлась одной из важных фигур в Османской империи
" Она [Сафие] постоянно была в фаворе и полностью подчинила себе собственного сына; неглядя на это, муфтии и военачальники нередко пожалуются на нее собственному монарху, указывая на то, что она вводит его в заблуждение и властвует над ним ".
Могущество Сафие более разумеется воплотилось в сооружении новейшего религиозного комплекса, которое начато по ее инициативе в 1597 году( в наши дни это сооружение перемещает заглавие yeni cami).
Матери султанов традиционно исполняли свою финансовую активность чрез посредниц-евреек, которых собирательно назвали термином " кира ". госпожа делали функции торговых агентов для дам, запертых в гареме. Кирой Сафие была Эсперанца Мальки, которая сосредоточила в собственных руках баснословное достояние, исполняя конфиденциальные задания Валиде-султан. Пол Райкот, служивший в 1660-х годах секретарем британского посольства в Стамбуле, строчит об большом воздействии, которым располагала кира по имени Мульки Кадан. Ее воздействие на Сафие он присваивает тому факту, что обе эти дамы были любовницами:
" Ибо во эпохи султана Магомета [Мехмеда iii], когда управление всей империей покоилось в руках некоей Мульки Кадан, юный дерзкой дамы, пользовавшейся необычайной милостью и любовью королевы-матери( которая, как стало популярным, находилась в неестественной половой недалекости с указанной дамой), в ведении визиря и остальных высших чиновников не оставалось ничто, но, напротив, постановления и указания они получали от нее; темные евнухи и негры верховодили всюду, а заседания кабинета проводились в секретных покоях дам, и оттуда исходили предписания, там назначали на должности и увольняли с них и во всем соблюдались интересы этого дамского правительства ".
Между тем самочувствие Мехмеда iii разрушалось на очах: он ослабевал, некотороеколичество раз лишался рассудок и впадал в забытье. Иногда казалось, что он на краю погибели. Об одном из таковых случаев упоминает венецианский посол Капелло в собственном сообщении от 29 июля 1600 года:
" Великий Властитель удалился в Скутари, и прогуливаются слухи, что там он впал в слабоумие, что с ним до этого уже неодинраз происходило, и этот припадок длился три дня, в движение которых случались короткие периоды прояснения интеллекта ".
Угроза янычар сдвинуть султана и ввести на престол его сына Махмуда не на шутку взбудоражила Мехмеда. Махмуд, которому тогда был 20 один год, воспользовался большущий популярностью у янычар. В различие от собственного поджарого инициативного старшего сына Мехмед перевоплотился в жирную тушу, и его сплошное телесное положение было так удручающим, что свой доктор категорично возражал против роли султана в следующем походе. Еще огромную тревогу у Мехмеда вызвало письмо 1-го прорицателя, в котором тот предвещал, что в движение ближайших 6 месяцев последует погибель султана и на престол взойдет Махмуд. Сафие перехватила это письмо, адресованное мамы Махмуда, и передала Мехмеду, который решил убить как Махмуда, так и его мама: их наказывали 7 июня 1603 года. Об этом происшествии упоминает Генри Лелло в собственном донесении королеве, где он строчит, что наследного царевича Махмуда " бесчестно удавили и тайком захоронили ".
Первая дробь предсказания пророка сбылась с опозданием на две недели: Мехмед скончался 12 декабря 1603 года, по-видимому от сердечного приступа, на 30 восьмом году жизни. Его царствование длилось практически 9 лет. Ноулз был чрезвычайно низкого представления о нраве покойного султана, о погибели которого он написал:
" Великий султан Магомет [Мехмед iii], погруженный в свои наслаждения и удовольствия, погиб в собственном имперском замке в Константинополе. Он был человек невеликого ума и лишней гордыни, что было предпосылкой как нелюбви, так и ужаса перед ним, какие чувствовали к нему его подданные вообщем, но в индивидуальности янычары и остальные его бойцы, какие ненавидели его нерадивое управление и с болью глядели, как дамы не лишь посвящаются в важные муниципальные дела, но и правят им( такие как его мама, его жена-султанша и остальные), не лишь восставали против него, но и в ярости некотороеколичество раз собирались свалить его с трона. Он же не задумывался ни о чем, несчитая чувственных и сладострастных удовольствий, отпечатки которых он носил на себе, в нечистом, распухшем, неповоротливом и безобразном теле, непригодном ни для какого благородного монарха занятия или дела. Его ум этому подходил, вполне верный праздности, удовольствиям и излишествам, не в маленькой ступени укоротившим его дни, какие он окончил в стыде, утратив почтение собственных подданных, и недостаточно кто из них или даже никто не пролил слезу ".
Ахмед i и Хандан
На Османский престол взошел Ахмед i, 13-летний шехзаде был суровым и автономным мальчиком, но до возраста безусловного правителя бескрайней империи еще не дорос. Но парень настроен был радикально: во время церемонии восшествия на трон он сам себя опоясал османским имперским раритетом – клинком собственного предка Османа Гази( традиционно султанов на церемонии опоясывает шейх-уль-ислам). Не стал он ожидать и покуда визири усадят его на престол, а сел на него сам без мельчайших колебаний.
Османский Султан Мехмед iii в полном облачении
Матерью султана и новейшей Валиде стала Хандан Султан: прекрасная и глупая гречанка( чрезвычайно схожая внешностью и нравом на собственного царственного сына), былая невольница по имени Елена. Два года она критерии Османской империей совместно с сыном( и часто принимая решения за него, воспользовавшись тем, что Ахмед был еще ребенком). Однако добиться величия собственной свекрови Хандан Султан так и не смогла: Ахмед скоро взрослел и с каждым днем все удачнее отражал пробы мамы воздействовать на свои решения. Когда Ахмеду исполнилось 15 лет, его мама Хандан Султан внезапно погибла.
Царственный паренек деятельно действовал с первых дней собственного правления, набирая очки в качестве новейшего Османского правителя. Так, кпримеру, скоро после введения на трон султан Ахмед, посоветовавшись с визирями, выплатил крупную сумму средств янычарам и бойцам остальных корпусов, расквартированных в Стамбуле. Затем он проехал верхом на нарядном коне по оживленным улицам главногогорода под восхищенные возгласы собственных подданных.
Впервые за три поколения османской династии воцарение султана не сопровождалось братоубийством. У покойного Мехмеда iii к моменту его погибели, кроме Ахмеда, был еще один сын, девятилетний Мустафа. Хилый и больной, Мустафа мучился слабоумием, и, можетбыть, конкретно в силу этого происшествия Ахмед пощадил брата. Однако можетбыть, что Мустафу пощадили по иной фактору: он остался единым представителем династии по мужской полосы кроме его брата Ахмеда, который был еще очень юн, чтоб выразить свою дееспособность зачать сына и наместника.
Путеводной звездой Ахмеда Первого была самая реальная " звездная заболевание ": прекрасный Бравый паренек, которого захваливали с детства все окружающие, взошел на Османский трон и ощутил себя всемогущим. Первые годы правления лишь усиливали в юном султане эту мысль. В 1612 году 22-летний Ахмед i в грамоте польскому королю назвал себя последующим титулом:
" Султан Ахмед-Хан, Всепресветлейший, сын Великого Бога, Царь всех турок, греков, вавилонян, македонян, сарматов, Повелитель Большого и Малого Египта, Александрии, Индии, а втомжедухе всех народов на земле Государь и Монарх, Господин и Светлейший сын Магомета, Защитник и Охранитель святого Грота Небесного Бога, Царь всех Царей и Государь всех Государей, Государь и Наследник всех преемников ".
Вопреки всем собственным звучным и многочисленным титулам султан Ахмед i был капризным и не чрезвычайно дальновидным управляющим. Он нередко менял советчиков и Великих визирей( и делал это по требованию гарема). В правление Ахмеда турки утратили Закавказье и Багдад, подверглись главным набегам запорожских казаков.
В начале правления Ахмеда i Османская империя водила войну сразу с Австрией и Ираном. Кроме такого, длилось возмущение в Анатолии, начавшееся еще при Мехмеде iii( повстанцы контролировали важную местность). После длившихся некотороеколичество лет поединков возмущение было невообразимо подавлено. Воспользовавшись отвлечением османских войск на угнетение восстания, иранский шах Аббас i изгнал турецкие гарнизоны из Азербайджана, Грузии и остальных территорий, доставшихся Османской империи по Константинопольскому миру в 1595 году. Впоследствии Аббас i нанес ряд поражений турецким войскам, пытавшимся возвратить утраченные местности.
В ходе борьбы с Австрией Ахмед i собственно командовал армией в кампании 1605 года, которая закончилась взятием цитадели Эстергом 3 октября 1605 года. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, сообразно которому османы отказывались от запросы ежегодной дани с Австрии и признавали высочайший титул Габсбургов.
Вы спросите, а где же все это время на заре правления Ахмеда была всемогущая прежде Сафие? Взойдя на трон, Ахмед отправил свою бабушку Сафие в Старый дворец, где она и жила безвыездно до самой погибели( которая последовала пятнадцать лет спустя). Таким образом, Сафие была обязана пресечь стройку мечети, которую она истока жаловать на сберегаю Золотого Рога, и недостроенное сооружение скоро стало стареть и рушиться, отданное во администрация дождям и ветрам…
Почему же это приключилось? Что стало предпосылкой таковой опалы царственной бабули? Потому что у Ахмеда возникла своя личная советчица – возлюбленная супруга Кёсем.
Праправнук Сулеймана Великолепного Ахмед i не был настолько прекрасным управляющим, как его предок
Часть i. Махпейкер
" …Ты покинула гнездо, где выросла, и оказалась на кровать, которого ты не знаешь, с супругом, к которому ты не привыкла, так стань же для него землей, а он будет для тебя небом, стань для него ложем, а он будет для тебя опорой, стань для него рабыней, а он будет для тебя невольником.
Не приставай к нему, ибо тогда он возненавидит тебя, и не удаляйся от него, ибо тогда он забудет тебя, но ежели он приблизится к тебе, приближайся и ты, ежели же будет воздерживаться, удаляйся и ты и береги его чутье, слух и зрение, и пусть чувствует он от тебя лишь милый аромат, и слышит от тебя лишь отличные слова, и наблюдает тебя лишь красавицей ", – наставления мусульманской мамы, отрывок из книжки " Умная супруга " Ибн ‘Абд Раббиха аль-Андалуси.
Девочка с острова Тинос
…Эмине попала в гарем замка Топкапы совсем случаем. Да и в Константинополь, в семью матушки Озлём, набожной мусульманки, зарабатывающей на жизнь чтением молитв, она, дочка православного греческого священника с острова Тинос, попала по воле варианта. Тогда, в 12-летнем возрасте, истина, она не носила благое арабское имя Эмине( что означает " благородная доверия "), данное ей приемной матерью Озлём.
До Константинополя ее звали Анастасией, и жила она с папой, мамой и тремя братьями в оживленном городе Хора на полуострове Тинос. Торговый поселок был процветающим, Анастасия обожала его мощеные улочки, гулкий и людный порт, переходящий в рынок( на полуострове выпуклый год шла резвая торговля сырами и мясом, винами и копченостями, шелками, специями и известным тиносскими гранитом, зеленым и белоснежным мрамором). Так приключилось, что конкретно порт, в котором малая Настя проводила так немало времени, знала любой гранит и каждую торговку фаршированными мидиями, стал ловушкой для 12-летней девочки. Зашедшие в порт османские корабли подло похитили средь белоснежна дня некотороеколичество женщин, в их числе оказалась и Настя.
Дальше все было как в тяжком нескончаемом сне: корабельная качка в сыром, живо и досадно пахнущем трюме, гулкий и беспорядочный константинопольский порт, тыщи любознательных и равнодушных глаз на огромном невольничьем базаре Эсирпазары… Анастасия случаем попалась на глаза пожилому Аллятин-бею, малому, отошедшему от дел чиновнику, который остановился как громом пораженный: перепуганная девочка на подмостках как две капли воды походила на его дочь Эмине, погибшую от оспы немало лет обратно. Так Анастасия попала в дом Аллятина и его супруги Озлём( кроткой, чрезвычайно набожной с момента погибели единой дочери дамы), приняла ислам и перевоплотился в Эмине. И продолжала существовать там на удовлетворенность старушке, даже когда Аллах прибрал старенького Аллятина. Озлём нередко повторяла собственной воспитаннице:
– Ах, доченька! С тех пор как мертвый муж привел тебя, я нарадоваться не могу! Малышка, ты – единственное, что владеет меня в этом мире!
Младшая сестра матушки Озлём, Джефрие-хатун, была ключевой калфой в гареме падишаха. Однажды осенью она внезапно захворала, слегла и уже более не встала, но попросила у Его Величества привести к собственной кровати сестру – проститься с единой оставшейся в живых кровной родственницей и положиться на ее праведные мольбы. Так беззвездным ноябрьским вечером в деревянную дверь жилья, где жили две дамы, юная и древняя, постучали стражники из замка Топкапы с горящими факелами наперевес. " Что там такое? " – заволновалась и опешила Озлём. – " Кто это там посреди ночи? ". А в протест услышала, чуток приоткрыв дверь:
– Мы из замка, мамаша, мы пришли, чтоб принести тебя в гарем.
В протест древняя Озлём брала свою книжку с молитвами и произнесла девушке:
– Эмине, набрось на себя чего-нибудь, мы идем во дворец!
Так Анастасия-Эмине впервыйраз оказалась в гареме замка Топкапы, где ей было суждено протянуть всю свою жизнь, повстречать влюбленность, породить деток, заполучить власть… Вся предстоящая деяния Османской империи могла бы сформироваться совсем подругому, не будь настолько строптив и непреклонен в тот пир дежурный евнух гарема. Он не позволил девушке совместно с приемной мамой зайти в покои ключевой калфы, робкая Эмине осталась ожидать в коридоре. В это время( о, провиденье!) мимо проходил юный султан Ахмед, который увидел хорошенькую большеглазую даму и очень опешил данной встрече! Обычно при посещении гарема падишах был слышен его обитательницам издали: обувь властителя была подбита серебром и шумно, звучно стучала о каменный пол гарема при каждом шаге.
Женщины гарема на покое
Женщины, услышав подведение султана, обязаны были спрятаться, так как было непочтительно столкнуться с властителем случаем. Случайная встреча с падишахом называлась хюкяра чатмак( hü Râ Ra #231; Atmak), или стычка, за него женщин основательно наказывали, но откуда Эмине могла ведать эти странноватые критерии? Султан с любопытством оглядел нарушительницу с ног до головы и влюбился в нее с главного взора. Не сводя глаз с ласкового личика Эмине, Ахмет подозвал серьезного евнуха:
– Кто это?
– Это дочка старухи, которая пришла помолиться за Джефрие-хатун…
В эту ночь испуганную Эмине более не выпустили из гарема, зря встревоженная Озлём умоляла стражников заявить, где ее дочь. До утра женщина просидела без сна в маленьких покоях с зелеными шелковыми стенками, а на последующий день Эмине стала наложницей в султанском гареме и сменила имя. Султан Ахмет именовал ее Махпейкер, что обозначало " луноликая ". Официальные хроники свидетельствуют:
" На другом году царствования Ахмеда в его гареме возникла новенькая наложница, юная гречанка по имени Анастасия, дочь православного священника с острова Тинос в Эгейском море. В числе иной активный добычи турецкие захватчики привезли ее на стамбульский невольничий базар. Она стала первой в группе новейших наложниц, обретенных для гарема в тот период, и благодарячему Ахмед именовал ее “Кёсем” – “Вождь стаи”. Позднее ее начали втомжедухе именовать Махпейкер… ".
" Дом счастья "
Что за пространство было гарем? В переводе с арабского это словечко значит " запретное пространство " – местность, на которую нет доступа сторонним. Свободная энциклопедия " Википедия " так позиционирует это мнение:
" Гарем, поточнее харе’м( от араб., харам – запретное, священное пространство) или сера’ль( итал. Seraglio – " огороженное пространство, зверинец ") – прикрытая и охраняемая жилая дробь замка или дома, в которой жили супруги мусульман. Посещение гарема позволительно лишь владельцу и его недалёким родным. Женщины при гареме назывались хура’м…
…Гарем как явление сложился и совсем оформился в период правления халифов Аббасидов и стал моделью для следующих гаремов исламских владык. При первых халифах Аббасидах дамы правящей семьи имели родное домашнее хозяйство и даже дворцы, такие тем, в каких жили их родственники мужского пола. К истоку x века дамы стали наиболее замкнуты в большом королевском дворцовом комплексе, и гарем стал отдельной изолированной структурой…
…Девушки, составлявшие гарем, происходили из самых различных земель и были представительницами разных культур, но, так как исламские законы запрещали выводить в рабство вольных мусульман и вольных немусульман, живущих в исламском государстве, они традиционно доставлялись снаружи империи. Некоторые женщины приобретались в качестве военной добычи, а остальные покупались на базарах рабов ".
Безусловно, ключевыми гостями гарема( или " Дома счастья ", как его именовали сами жители замка) были сами султаны. После них – мама султана( валиде), которая, как правило, правила всей широкой и людной структурой гарема.
Когда следующий султан восходил на престол, валиде в сопровождении пышной процессии переезжала из старенького замка в новейший и поселялась в особенных палатах. Вслед за валиде, вконцеконцов, шли супруги султана – кадын-эфенди. Валиде и биринджи кадын( возлюбленная супруга султана) традиционно имели цельную сеть разведчиков как посреди евнухов, так и посреди рабынь обслуживающего персонала, вособенности служащих при хамаме.
Ответственными за сохранность гарема были: головы исламской иерархии( шейх-уль-ислама), Большой визирь( садразам), шеф сохранности гарема( дар-ус-саадет агасы) и, естественно же, вособенности заслуживающий интереса особенный класс служителей гарема – евнухи( гарем-агалары). Турецкий историк Акшит Ильхан в собственной книжке " Гарем " ведает:
" Одну из категорий дам гарема представляли шагирд( #351; Agird), или воспитанницы. Это были юные женщины, которых готовили для услужения имперскому семейству. На ступень ниже шагирд находились карийе( cariye). Это были обычные женщины-рабыни аджемилер( acemiler), или новобранцы, какие лишь что попали во дворец. Как лишь карийе попадали во дворец, они проходили собственного рода физиологическую экспертизу. Управительница гарема, кахья кадын, осматривала женщин, чтоб у них не было никаких недостатков, и определяла “профессиональную пригодность” и умственные возможности. В зависимости от решения кахья кадын женщина становилась карийе. Попадая в гарем, юные рабыни, в зависимости от поведения, наружности и красоты, получали различные имена, кпримеру Гюльчичек( Цветочек), Накшидиль( Украшение сердца) и т. п. Всех рабынь, вне зависимости от такого, станет ли она обычный прачкой или прислуживать султану, изучали декламировать и строчить.
Дворик рабынь замка Топкапы в Стамбуле
Существовал цельный штат дворцовых наставниц – сарай тербийеси( saray terbiyesi), какие занимались обучением снова прибывших. Всех женщин сходу направляли в ислам, после что их подвергали умственной проверке. Затем женщин располагали по различным комнатам сообразно их возрасту и плюсам, группируя совместно тех, кто находился на одном уровне развития. Каждая спальня была рассчитана на сто человек и устроена таковым образом, что вдоль стенок располагались диваны, а центральное место оставалось вольным, чтоб по нему могли бродить наставницы, каковых доводилось по одной на любые 10 шагирд. Баня, туалеты, гардеробные и кухни размещались вблизи с комнатами. Днем женщин учили турецкому языку, основам ислама, чтению Корана совершению мольбы как совместно, так и по отдельности, рисованию, музыке и пляскам, пошиву одежды и рукоделию, кулинарии, а втомжедухе неплохим манерам. Те женщины, какие могли понравиться султану, получали очень утонченное воспитание, единственная мишень которого – “развить в молодых красавицах шарм и притягательность, способные коснуться сердца даже равнодушных. Сладострастная симфония позы, поступи и жеста, мелодичное пение и тяжелый пляска, поэтичная и цветистая стиль, узкая интонация и красноречивая нежность взора, кротость манер, обжигающие ласки – вот те науки, которым обучались более прекрасные женщины гарема”.
Им предоставлялись прекрасные способности для отдыха и развлечений как в самом гареме, так и за его пределами, в окружающих его садах, где они игрались в разные забавы, в том числе чрезвычайно подвижные и гулкие. В такие моменты они давали вывод нерастраченной физиологической энергии. В данной дворцовой школе их готовили не к тому, чтоб начинать супругами и матерями тех, кто принадлежал к господствующему классу, а к тому, чтоб время от времени отдавались собственному правителю, ублажали его как разрешено наиболее изощренными ласками. Обычно курс продолжался два года и кончался праздничным экзаменом. Каждая из “милых учениц” к этому времени постигала все тонкости службы: мочь нагибать перед султаном кувшин с ароматной водой, дарить ему туфли и платье, давать любимые напитки. Она обязана ведать антипатии и пристрастия государя, его прихоти и желания.
Девушке, которой удалось угодить во интерес султана, предоставлялось оченьмного привилегий потом. Те же рабыни, какие по прошествии 9 лет не были выбраны султаном, имели преимущество оставить гарем ".
Во эпохи Ахмеда i( точнее, его параноидального отца) была изменена система наследования: принцев закончили определять губернаторами провинций. Шехзаде жили в гареме, что, естественно же, привело к резкому увеличению числа ребяческих покоев на местности гарема. Перед приходом к власти Мехмеда iii в султанском гареме обитало 300–500 человек, за время его правления это количество возросло до 700. Английская писательница и путница Мэри Уонтли Монтегю так описывает жизнь дам гарема:
Сохранить?!
безграмотный